Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 01.01.2014 г.
Стандарт — минимальная система требований, которую нужно обеспечить, минимальный уровень, которому надо соответствовать.
Стандарт дошкольного образования – это характеристика минимума условий, при которых те или иные достижения становятся возможными.
Стандарт:
- Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста);
- Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка);
- Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования.
В стандарте:
- Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
- Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
- Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
- Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт не является основанием для:
- Оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
- Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
При разработке стандарта учтены:
- Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Предметом регулирования стандарта являются отношения, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Стандарт утверждает основные принципы:
- Поддержки разнообразия детства;
- Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающем миром;
- Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
- Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- Формирования социокультурной среды
В стандарте:
- Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
- Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
- Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
- Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Очень четко прописаны требования к развивающей предметно – пространственной среде. Предлагается развивающая предметно – пространственная среда, которая должна обеспечивать:
- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
- В случае организации инклюзивного образования необходимы для него условия;
- Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.